Рейтинг@Mail.ru 

Комедии им. Акимова

В доме купца Елисеева, над знаменитым гастрономом, издавна размещались комедийные театры. До революции это был «Невский фарс». В 1929 году помещение передали молодому, только что получившему статус государственного, Театру Сатиры, которым руководил режиссер Д.Г. Гутман. Преобразования на этом не закончились. Спустя два года Сатиру объединили с театром «Комедия», весь репертуар которого ориентировался на индивидуальность великолепной лирико-комедийной актрисы Е.М. Грановской.

Созданный гибрид, его назвали «Ленинградский Театр Сатиры и Комедии», привлекал публику шаловливыми водевилями с Грановской в главной роли, первыми советскими комедиями В.П. Катаева, В.В. Шкваркина, В.М. Киршона, забавными эстрадными обозрениями. Хотя в Театре работали блистательные актеры – будущие звезды эстрады и драматического театра: Л.О. Утесов, Н.К. Смирнов-Сокольский, Б.А. Бабочкин, Н.К. Черкасов — к середине 1930-х годов Театр Сатиры и Комедии оказался на грани закрытия. 

В 1935 году Театр, уже под названием Ленинградский Театр Комедии, возглавил выдающийся режиссер и художник Николай Павлович Акимов. С этого момента начинается лучшая пора жизни Театра на Невском, 56. Спустя пять лет, после «Собаки на сене» (1936) и «Валенсианской вдовы» (1939) Лопе де Веги, «Школы злословия» Р.Шеридана (1937), «Опасного поворота» Д.Б.Пристли (1939) и «Тени» Е.Шварца (1940), Театр Комедии был признан одним из лучших театральных коллективов страны. Война и связанная с ней эвакуация, политические репрессии не могли не затронуть и этот веселый театр. На время 1949-1956 годов Комедия остается без руководителя.

В 1956 году Акимов возвращается к своему детищу. За последующие 12 лет он восстанавливает «Тень» и запрещенного во время войны «Дракона» Е. Шварца, «Двенадцатую ночь» У. Шекспира, ставит оригинальные композиции по произведениям А.П.Чехова («Пестрые рассказы». 1960) и романтической поэме Д.Г.Байрона («Дон Жуан». 1963). Постоянно заботится Акимов о рождении новых отечественных комедий. Лучшие из них: сказка Е.Шварца «Обыкновенное чудо», сатирическая комедия Д.Аля и Л.Ракова «Опаснее врага». Театр Комедии при Акимове отличался подчеркнутой неангажированностью, ироничностью, полемическим задором, яркостью сценических красок. Труппу театра украшали теперь уже легендарные актеры: Э.П.Гарин, Л.П.Сухаревская, И.П.Зарубина, Е.В.Юнгер, А.Д.Бениаминов. В 1967 г. Театру Комедии присвоено звание академического. 

После смерти Акимова (1968) в Театр пришел режиссер В.С.Голиков (руководил Театром Комедии с 1970 по 1976 гг.). Вадиму Голикову оказалась ближе всего высокая комедия и сатирическая проза. Лучшие его спектакли, аналитичные, с оригинальным замыслом: «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М.Достоевскому (1970), первая российская постановка «Тележки с яблоками» Б.Шоу. В 1972 г. Голиков пригласил в Театр режиссера П.Н.Фоменко. Режиссерская фантазия, неожиданность мизансцен и метафор, изящная комедийность и музыкальность присущи его спектаклям: «Этот милый старый дом» А.Арбузова (1972), «Троянской войны не будет» Ж.Жироду (1973), «Старый новый год» М.Рощина (1974). В 1977 г. Петр Фоменко становится главным режиссером Театра Комедии. Самое значительное из созданного им в 1977-81 гг. – публицистический спектакль «Теркин-Теркин» по двум поэмам А.Твардовского (1980).

Большинство работ режиссера того времени решено в жанре трагического гротеска. Вскоре (1983) Фоменко сменил Ю.Е.Аксенов (из его постановок в репертуаре сохранились «Зойкина квартира» М.Булгакова). 1986-й год знаменателен тем, что Театру было присвоено имя основателя Театра, Н.П.Акимова. В 1991 году к руководству на четыре года приходит молодой режиссер Д.Х.Астрахан. Под его руководством в Театре поставлены «Алхимики» по Б. Джонсону, «Тартарен из Тараскона» по А.Доде. 

С 1995 года театр возглавляет заслуженный деятель искусств России Татьяна Казакова. Ее режиссерскому почерку присуща изысканная выразительность и метафоричность, экспрессивность и смысловая наполненность. 

Русская классика представлена на сцене Театра оригинальной версией редко идущей пьесы М.Е.Салтыкова-Щедрина «Тени». В сценической редакции Театра она озаглавлена «Клавир для начинающих карьеру». Спектакль не обличает дореволюционное чиновничество. Сохраняя исторический антураж, автор спектакля Татьяна Казакова ставит вопрос в общем плане: возможно ли продвигаться по направлению к власти и сохранять человечность, порядочность. К острой мысли Салтыкова-Щедрина прибавляются ноты исповедальности, даже лиризма.

Казакову мало интересует сюжет, интрига. Она режиссер-поэт, для нее очень важно настроение, тональность спектакля. В простых ситуациях: брат выдает сестру - «старую деву» замуж («Трудные люди»), ссорятся упрямые влюбленные («Влюбленные»), простушка борется за свое счастье и оказывается предана («Деревенская жена») — режиссер находит философскую подоплеку. Поэзия, грусть, ирония в ее спектаклях сосуществуют, образуя редкий сплав.

Обращаясь к драматургии XVIII (К.Гольдони) и даже XVII века (У.Уичерли), Театр ищет переклички между нашей эпохой и прошлым. Лирическая муза Татьяны Казаковой заставляет ее менять условные маски на лица. Кроме того, представление «по-английски» или «по-итальянски» должно быть изысканно красиво. Традиционно высокому в Театре Комедии уровню сценографии как нельзя лучше соответствуют лучшие театральные художники Петербурга: Александр Орлов, Эмиль Капелюш, Михаил Мокров. Музыкальность режиссуры Казаковой поддерживает любимый композитор Театра, Игорь Рогалев.

Характерно для акимовского театра преимущественное внимание к зарубежной классике. В его афише наряду с известными произведениями мировой комедиографии «Как важно быть серьезным» О.Уайльда, «Виндзорскими проказницами» В.Шекспира - «Влюбленные» К.Гольдони и «Деревенская жена» У.Уичерли, ставшие подлинным открытием этих классических пьес для отечественного зрителя. 

Театр следит и за творчеством современных авторов. Впервые в стране здесь была поставлена комедия Алексея Слаповского «Мой вишневый садик». Знакомые чеховские ситуации, персонажи попадают по ходу действия в условия нынешнего русского абсурдного бытия. Последняя работа Театра, связанная с драматургией 1990-х: лирическая комедия Ксении Драгунской «Яблочный вор». 

Разумеется, никакой талантливый режиссер, художник, композитор не могут осуществить спектакль без поддержки актеров. Татьяна Казакова постепенно формирует команду, на которую опирается в своих исканиях. Эта команда: заслуженные артисты России Артур Ваха, Валерия Киселева, Ирина Цветкова, Сергей Кузнецов, артисты Наталья Андреева, Татьяна Полонская, и другие.

Вместе с премьерой уморительно смешной комедии «Доктор философии» сербского классика ХХ века, Бронислава Нушича, в труппу театра влилась целая ватага молодых и опытных актеров: заслуженный артист России Сергей Русскин, артисты Виталий Кузьмин, Николай Смирнов, Ксения Каталымова, Ярослав Воронцов. Из «акимовской гвардии» в спектаклях сегодняшнего репертуара заняты: «старейшина» Театра Владимир Труханов, заслуженные артисты России Борис Улитин, Валерий Никитенко, Лев Милиндер. 

Зрителям любопытны новые имена, но не менее охотно они ищут встречи с популярными актерами, знакомыми по театру и кино. На сцене Театра Комедии они могут увидеть обаятельного, добродушно-насмешливого Анатолия Равиковича – для него поставлена пьеса Н.Саймона «Хочу сниматься в кино» (эту грустную комедию Равикович играет с заслуженной артисткой России Ириной Мазуркевич). Петербургский аристократ, Игорь Дмитриев, уже не первый сезон выходит в роли скромного итальянца, решившего испробовать последний шанс в любви и удовольствиях («Ночь в Венеции» И.Тордзоли и Э.Вайме). Истинным джентльменом, интеллектуалом он является в эпистолярной комедии Д.Килти «Милый лжец», в которой его партнером выступает замечательная трагикомическая актриса Эра Зиганшина. Смешные и нелепые, трогательные и порой эгоистичные персонажи народного артиста России Михаила Светина оживают в «Трудных людях» Й.Бар-Йозефа и в спектакле «Свадьба Кречинского» А.Сухово - Кобылина, поставленном к юбилею актера - с М.Светиным в роли Расплюева.

Еще одна блистательная звезда акимовского театра, тонкая, неожиданная Ольга Антонова, приглашает на свой спектакль-бенефис «Мужчины в ее жизни» С.Бермана, где в качестве ее партнера выступает популярный актер театра и кино Петр Вельяминов.

Среди ведущих актеров Театра можно назвать также мастера перевоплощения народную артистку России Веру Карпову, яркую и озорную заслуженную артистку России Светлану Карпинскую, насмешливого и язвительного заслуженного артиста России Юрия Лазарева. 

Театр Комедии адресует свое искусство людям с разными вкусами и потребностями. Готовя юного зрителя к пониманию сценического искусства, Театр много сил уделяет детским спектаклям. «Проделки Эмиля» по А. Линдгрен, «Джельсомино в стране чудес» по Дж. Родари, шоу-небывальщина М.Бартенева «Тайна золотого ларца» – воспитывают доброту, чувство юмора, увлекают музыкальными ритмами, яркой, зрелищной формой.

Расположенный в центре, на самой оживленной магистрали города, Театр Комедии стремится оказаться и в центре культурной жизни Санкт-Петербурга, привлечь неслучайного зрителя, который, однажды оказавшись на спектакле Театра, останется с ним надолго.

Адрес: Невский прспект, 56